Анонс изданий

АВС опубликовал в Реестре тиражные данные основных игроков за 3кв. 2014г., а по отпечатанному тиражу глянцевых журналов – уже и за 4 кв. 2014г. При сравнении этих данных с аналогичным периодом прошлого года за общий знаменатель взят именно отпечатанный тираж. Отмечу, что анализ динамики тиража возможен только в отношении изданий, которые сертифицируют свой тираж. Данные других изданий по тиражу и его динамике подтвердить и проанализировать невозможно.

 

Картина по тиражам, как говорят биржевые аналитики, разнонаправленная. Есть примеры как снижения, так стабильности и роста. Так, у ежедневного выпуска «Комсомольской правды» отпечатанный тираж сократился на (-9%). Но у ежедневного выпуска газеты Коммерсантъ отпечатанный средний тираж одного выпуска в течение года был стабилен. 

Тираж общенациональных еженедельных газет снизился от (-5%) – у «Аргументов и Фактов» до (-7%) у «Комсомолки-толстушки». Тиражи в 2 млн. экземпляров создают хороший запас прочности для этих федеральных изданий и данное снижение не является для них значимым, в том числе с точки зрения рекламной эффективности. 

Аналогичный показатель и у общенационального журнала – телегида «Антенна-Телесемь»: отпечатанный тираж уменьшился на 7% за годовой период, но тираж в 3 млн. экз. дает уверенность в завтрашнем дне и этому изданию. Заметно выше процент снижения тиража у газеты «Жизнь». 

В сегменте бесплатных рекламных еженедельников у газеты «Ва-Банкъ» снижение составило (-13%), что с одной стороны говорит о более серьезном давлении на этот сегмент со стороны конкурентов и новых медиа, а с другой стороны (с учетом возможности управлять тиражом бесплатного издания) об усилиях со стороны издателя оптимизировать затраты на производство, поскольку итоговый тираж составлеят 3 146 000 экз.В то же время, информационная бесплатная ежедневная газета «METRO» показывает заметный рост: в 4-м квартале средний тираж газеты в Москве увеличен издателем на 15% и это соответствует динамике роста рекламных доходов издания. В конце 2014 года издатель газеты - московский офис METRO,- запустил газету еще в 2-х городах – миллионниках: Ростове-на Дону и Нижнем Новгороде. Издатель ставит задачу на основе сертификации тиража газеты во всех 10 городах предложить рекламному рынку очень привлекательный и эффективный общенациональный рекламоноситель.

В сегменте еженедельников общего интереса, женских и специализированных ежемесячных изданий есть также примеры как отрицательной, так и положительной динамики. У журнала «Огонек», издаваемого ИД Коммерсанть, тираж снизился на 3%, а у журналов «Власть» и «Деньги» вырос на 1 и 3% соответственно. У ежемесячных «Моя любимая дача» и «Похудей!» тираж снизился на 13%, а журнал кроссвордов «Разгадай» похудел на 10%.

В сегменте женского глянца за годовой период с 4кв.2013г. по 4 кв. 2014г отпечатанные тиражи сократились незначительно: у «Cosmopolitan» на 2%, у «ELLE» на 6%, у «Vogue» на 5%. «Домашний очаг» за год сохранил отпечатанный тираж на уровне 210 тысяч экз. без изменений. Тиражи мужских журналов «Maxim» и «Men’s Helth» уменьшились на 11 и 14% и составляют теперь 166 500 и 143 000 экз. соответственно. 

АВС в прошлом году предложил издателям наряду с отпечатанным тиражом заявить и сертифицировать тираж, точнее - количество скачиваний цифровых версий своих журналов. Уже сейчас по предварительной оценке количество скачиваний в сегменте глянца может составлять до 10-15% тиража печатного оригинала.

Новые клиенты и партнеры в 2014г.: в Реестре АВС уже порядка 740 изданий и региональных выпусков. Растет число изданий ИД Бурда, в т.ч. новых проектов («Кантри», «Home&Style»), которые АВС аудирует сразу на стадии запуска, пришли новые клиенты в сегменте специализированных изданий – ИД РОМАРТ (10 изданий о детском и материнском здоровье), Бизнес-журнал, издаваемый в 16 городах, ИД Мир и Дом (2 издания по недвижимости). Есть рост сертифицируемых изданий в регионах - в 2014г. мы начали работать с газетами «Воронежский курьер» и «Курские известия».

Данные по динамике тиражей показывают тенденцию к их сокращению, но оно не драматичное, а вызвано прежде всего развитием и усложнением коммуникационной среды. Это продолжение борьбы за время потребителя в связи с появлением и развитием новых средств связи (мобильных и интернета). Всем приходится потесниться – в том числе и ТВ, где сокращение времени просмотра и доли аудитории отдельных каналов очень заметное.

Но есть ли кризис в нашей издательской отрасли – несомненно. Среди его причин есть как внешние для отрасли, так и внутренние. Внешние - это проблемы с дистрибуцией, «киосковая» война, провалы с подпиской на почте, это непонятные ограничения на рекламу в прессе, а в 2015 году к этому добавился скачок роста цен на бумагу. Но есть и внутренние проблемы, и на мой взгляд, основная - это недостаточная прозрачность и прямо связанная с этим слабая конкуренция и динамика в самой издательской отрасли.

Простой факт и пример. По данным АРПП и DISTRIPRESS в Германии за 10 лет с рынка ушли - закрылись 50% газет и журналов, но вместо них на рынке появилось 40% новых изданий, которые более востребованы рынком и отвечают новым запросам читателей и рекламодателей. Доля прессы в рекламном пироге на равных конкурирует с ТВ и практически не изменилась. То есть прозрачный рынок (на основе сертифицированных тиражей изданий) диктует четкие критерии отбора конкурентоспособных изданий и обеспечивает успешное развития отрасли в любых условиях.

У нас, что общеизвестно, ситуация другая. АВС был создан в 2010 году и рынок печатных СМИ на протяжении многих лет был непрозрачен. Как следствие - ненужные и неконкурентоспособные издания остаются на рынке за счет манипуляций и искажений тиражных данных иногда на десятки и сотни процентов. Поскольку затраты на производство реального тиража этих изданий намного меньше, они могут демпинговать на рекламном рынке, получать незаслуженные рекламные бюджеты. А их крайне низкая или нулевая рекламная эффективность отражается уже на всей отрасли, т.к. рекламодатель начинает проявлять недоверие ко всей прессе и уходить. Отсутствие прозрачности по тиражам, когда ненужные издания просто паразитируют за счет успешных, ведет к застою и делает прессу менее конкурентоспособной.

Снижение доли прессы в рекламном пироге составило (-10%) по данным АКАР за 9 мес.2014 года, а в этом году с учетом кризиса по прогнозам может дойти до 30%. Поэтому можно согласиться с замминистра Минкомсвязи А.Волиным в том, что 50% печатных изданий могут в ближайшие годы закрыться.

В этой кризисной ситуации АВС становится важным фактором, так сказать естественного отбора в издательской отрасли. Поэтому партнерами и клиентами АВС являются ведущие и сильные издатели, которые способны конкурировать в условиях прозрачного рынка, это: газеты Аргументы и Факты, Комсомольская правда, Вечерняя Москва, Российская газета, Жизнь, издательские дома Коммерсантъ, HSM, SIM, Conde Nast (журнал “Vogue”), Burda, Metro, EDIPRESS-KONLIGA. Среди партнеров АВС также много сильных региональных изданий: тульская газета «Слобода», красноярская газета «Шанс», новосибирский журнал «Соседи», сеть газет «Есть работа!», «Источник новостей» в Кирове и ряд других.

Сертификация тиражей абсолютно необходима для рекламных агентств и рекламодателей. поскольку данные аудитории и тиража взаимодополняют друг друга. Это как две координаты объекта, которые дают точное представление о месте издания на медийной карте. Тем более это имеет значение в кризисный период, связанный с повышенной волатильностью, когда тиражам свойственны значительные колебания, а данные измерений аудитории гораздо более инерционны. Для рекламодателя, который в период кризиса как правило переходит на квартальное или даже месячное маркетинговое планирование, такая оперативность очень важна.

Кризис – это результат определенных проблем в отрасли и необходимость их решения для дальнейшего развития. АВС стремится внести свой вклад в продвижение интересов добросовестных издателей в рекламное сообщество и в 2014 году стал инициатором важных для отрасли мероприятий – круглого стола и конференции по теме эффективности печатных СМИ как рекламоносителя. 

Эти мероприятия вызвали большой интерес и энтузиазм, в них впервые за многие годы консолидировано участвовали руководители ведущих и крупнейших издательских домов, а также представители рекламных агентств и многие рекламодатели. 

Рекламному сообществу был представлен комплекс уникальных характеристик прессы, которые, по образному выражению Ж.Де Витта, генерального директора ИД SIM входят в понятие dream media – медиа-мечты. Это понятие включает в себя: возможность создавать истории (storytelling); аудиторные данные вторые по величине после ТВ; лучшая лояльность потребителей к рекламе, - в отличие от бегства от рекламы или баннерной слепоты у других медиа; способность предоставить потребителю весь спектр ощущений – зрительные, тактильные, обоняние, звуковые и видео – при помощи вложений и технологий дополненной реальности. Кроме того, пресса супертаргетирована и в ней сосредоточен наиболее профессиональный и качественный менеджмент. 

Но прессе противопоказан застой и заболачивание. В подтверждение этого могу процитировать слова Дениса Максимова, управляющего директора OMD MD | PHD Group: «Издателям необходимо вновь повернуться лицом к бумаге» (см. здесь). Нельзя огульно сказать про всех, что издатели стали меньше уделять внимания контенту, но и как эксперт, и как простой читатель я могу не отметить, что большинство наших издателей перестали предвосхищать меняющиеся запросы потребителей. Достаточно проехать по регионам, изучить, что реально волнует людей, и наверняка найдется пять-шесть идей для новых издательских проектов. И кризис тут, как ни странно, издателям только на руку. Как известно, в кризис люди меньше тратят на развлечения, меньше ходят в кино, куда-то выезжают, значит, появляется спрос на чтение журналов. Надо только вновь озаботиться контентом.»

Я полностью согласен с мнением, что именно прозрачность, конкуренция и обновление способны усилить интерес читателей к печатным СМИ. Чтобы того, что читаешь на бумаге, не было в Интернете. Чтобы информация была интересная, необычная, полезная, а дистрибуция и контакт с читателем - эффективные, причем не столь важно – платно или бесплатно. И хочется, чтобы издание было приятно держать в руках. Тогда печатные СМИ действительно докажут свои преимущества как dream media.

В 2015 году АВС в сотрудничестве со своими учредителями – Гильдией издателей и АКАР - планирует активно продвигать прозрачную прессу как эффективный рекламоноситель. Уверен, что сильные и добросовестные издатели имеют незаурядный творческий и организационный потенциал, чтобы предложить рынку более конкурентоспособный и востребованный продукт: в их руках пресса – мощный инструмент, который может помочь решить многие вопросы, но и сам требует постоянной модернизации.

Календарь событий

21.03.2019г. В дайджесте Бюро тиражного аудита – АВС за февраль-март 2019 года:

Новые данные АКАР более объективно отражают реалии современного мультимедийного издательского бизнеса - обновление Реестра АВС – газеты и журналы подтверждают свои тиражи.

Читать дальше...

11.03.2019г. АКАР подвела итоги развития рекламного рынка России за 2018 год

На пресс-конференции в ТАСС Ассоциация Коммуникационных Агентств России представила итоги развития рекламного рынка России за 2018 год. Российский рынок третий год подряд демонстрирует двузначную динамику.

Читать дальше...

08.11.2018г. Круглый стол по проблемам цифрового сегмента российской прессы

9 ноября с.г. в пресс-центре ИД «Аргументы и факты» пройдет круглый стол «Цифровой сегмент российской прессы. Методика оценки».

Читать дальше...

25.06.2018г. Сертификация тиража газеты «Слобода» подтверждена

АВС провел очередной тиражный аудит и подтвердил сертификацию тиража еженедельной региональной семейной газеты для г.Тулы и Тульской области «Слобода».

Читать дальше...

Наши партнёры