Анонс изданий

Источник: УралБизнесКонсалтинг

 

Предложенные Минкомсвязи поправки в законодательство, которые увеличивают объем рекламных площадей в печатных изданиях до 45% с текущих 40%, вряд ли окажутся эффективными для отрасли, считают эксперты. Спрос на размещение рекламы в прессе падает быстрее восстановления рынка, а потому получить выгоду от инициативы смогут немногие издания. 

 

Ситуация в отрасли настолько тяжела, что владельцы изданий не гнушаются вводить рекламодателей в заблуждение, указывая в выходных данных объем тиража, в разы превосходящий фактический, рассказывают полиграфисты. Вместе с тем издатели верят, что пресса сможет преодолеть кризис и снова стать востребованной.

 

Минкомсвязи предлагает с 1 января 2017 года разрешить печатным СМИ увеличить объем рекламных площадей с 40% до 45%. В настоящее время издание, доля коммерческих публикаций в котором превышает 40%, относят к рекламным и облагают НДС по ставке в 18%, в то время как для остальных периодических изданий налог установлен в размере 10%.

 

В ведомстве считают, что подобная инициатива поможет прессе привлечь дополнительное финансирование в условиях кризиса. Идею уже поддержало правительство РФ, а значит указанные поправки могут быть рассмотрены Госдумой уже в предстоящую осеннюю сессию.

 

При этом сами участники рынка не верят в эффективность предложения. По данным Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР), в I полугодии 2016 года объем рекламы в печатных СМИ России сократился на 13% в годовом выражении, что лучше показателя аналогичного периода 2015 года (-33%), но все равно выглядит печально на фоне прироста в других сегментах (от роста на 8% на радио до 30% в интернет-СМИ).

 

«Пресса сильно нуждается в поддержке, но предложение увеличить допустимый объем рекламы в изданиях сегодня не даст заметного положительного эффекта. Эта мера была бы актуальна в 2008 году, когда большая часть изданий балансировала на грани 40% рекламных объемов. Сейчас же практически не осталось изданий, которые дотягивают до допустимого порога, и уж тем более они не смогут воспользоваться предлагаемым повышением», — прокомментировал УрБК председатель комитета по прессе АКАР Денис Максимов.

 

По словам учредителя ИД «Банзай» Юрия Матвеева, мера может оказаться эффективной только для независимых изданий, которые заинтересованы в получении прибыли. В свою очередь, пресса, которая финансируется из бюджета, по-прежнему не будет замотивирована в более эффективной деятельности, а потому так и останется бременем для казны.

 

«Я думаю, что увеличение рекламных площадей окажет какую-то поддержку, но не всем изданиям. В основном это серьезная поддержка для СМИ, которые не имеют бюджетного финансирования. А кто «сидел» на бюджете, так и продолжит быть недостаточно эффективным. Кто рассматривает СМИ как бизнес, конечно, получит какие-то дополнительные доходы, если поправки примут. В целом печатные СМИ чувствуют себя не очень хорошо. Сейчас не говорят «крайне тяжелое состояние», а «дела как у всех». Все не особо любят разговаривать на эту тему. Но мне кажется, ситуация очень тяжелая», — рассказал Ю. Матвеев.

 

Президент издательско-полиграфического холдинга АМБ Владимир Лобок отмечает, что с увеличением рекламных площадей в издании, оно станет менее интересно для читателей. Это может привести к сокращению аудитории, а, следовательно, и уменьшению привлекательности для рекламодателей.

 

«Печатных средств массовой информации, которые востребованы у читателей, становится все меньше и меньше. Увеличение рекламных площадей в печатных СМИ бессмысленно для рекламодателей абсолютно. Востребованность издания при этом для целевой аудитории станет еще меньше. Если мы будем читать сплошную рекламу в прессе, то зачем она нужна без интересной читателям информации?», — рассуждает он.

 

В АКАР считают, что вывести прессу из кризиса сможет расширение перечня допустимых в рекламе категорий товаров, что позволит привлечь новых рекламодателей.

 

«Рекламщики предлагают увеличить не столько объем рекламных площадей, сколько подумать над либерализацией требований к его наполнению. Сегодня гораздо действеннее было бы снятие законодательных ограничений на рекламу определенных рекламных категорий, таких как рецептурные препараты, элитный алкоголь», — пояснил Денис Максимов.

 

Стоит отметить, что в следующем году Минэкономразвития планирует оценить фактическое воздействие закона «О рекламе» на рынок, в том числе введенного им запрета на продвижение алкоголя в печатных СМИ и интернете. В случае, если ведомство обнаружит избыточные требования, которые создают барьеры для бизнеса, то может скорректировать закон, а ограничения снять.

 

Однако подобная перспектива радует не всех. По мнению Владимира Лобока, возвращать рекламу алкоголя в прессу нельзя из-за ее воздействия на молодежь.

 

«На мой взгляд, ограничение рекламы алкоголя все-таки должно существовать, потому что у молодого поколения, которое с 15-16 лет не отрывается от банки пива, перспектив нет. А такая реклама носит прямое воздействие, особенно на молодежь. И все равно по пиву нашли способ обойти закон — рекламировать безалкогольное. Но там же вся линейка. Так что у нас все равно придумают формы продвижения и позиционирования», — пояснил он.

 

Юрий Матвеев уверен, что возможно преодолеть непростые времена, когда рекламодатели поймут ценность рекламы в прессе, как это произошло недавно в США. По его словам, в 2008-2009 годах многие СМИ стали закрывать печатные версии из-за ухода рекламодателей в интернет-версии и приложения. Однако уже через два-три года рынок начал восстанавливаться.

 

«Рекламодатели осознали, что в печатном продукте информацию все-таки доставили до потребителя, который получил газету в руки. В интернете реклама попадает в огромный банк информационного мусора, и в этой корзине потенциальный покупатель или клиент еще должен покопаться, а вероятность того, что он найдет информацию конкретной компании, очень невелика», — рассказал издатель.

 

Спрогнозировать, действительно ли в будущем размещение рекламы в прессе станет более привлекательным для компаний, чем в интернете, пока сложно. Ситуация может усугубиться недобросовестными изданиями, которые вводят в заблуждение рекламодателей, завышая объем тиража в выходных данных.

 

«По большому счету печатные СМИ существуют не за счет информации, которую размещают для какой-то целевой аудитории, а за счет обмана рекламодателя. Я знаю прецеденты, когда владельцы СМИ заявляют тираж в 4 тыс., а печатают 500 экземпляров, которые передают рекламодателям. И получается, что реклама не работает, издание не доходит до потенциальных потребителей или клиентов компании. В результате деньги выбрасываются на ветер. Думаю, многие компании даже не представляют, что большинство издателей врут о своих тиражах в выходных данных», — поделился Владимир Лобок.

 

Таким образом, предложенные инициативы не внушают уверенности в благотворном воздействии на рынок рекламы в прессе. Скорее, они могут оказаться бессмысленными в условиях, когда компании стараются тратить средства на рекламу максимально эффективно. В свою очередь, как раз-таки гарантировать результаты от размещения рекламы в печатных СМИ компаниям вряд ли кто-то сможет при сложившихся манипуляциях с выходными данными и объемами тиража. А значит, прессу ждет дальнейшее ухудшение ситуации.

 

Валерия Кабанова

Календарь событий

21.03.2019г. В дайджесте Бюро тиражного аудита – АВС за февраль-март 2019 года:

Новые данные АКАР более объективно отражают реалии современного мультимедийного издательского бизнеса - обновление Реестра АВС – газеты и журналы подтверждают свои тиражи.

Читать дальше...

11.03.2019г. АКАР подвела итоги развития рекламного рынка России за 2018 год

На пресс-конференции в ТАСС Ассоциация Коммуникационных Агентств России представила итоги развития рекламного рынка России за 2018 год. Российский рынок третий год подряд демонстрирует двузначную динамику.

Читать дальше...

08.11.2018г. Круглый стол по проблемам цифрового сегмента российской прессы

9 ноября с.г. в пресс-центре ИД «Аргументы и факты» пройдет круглый стол «Цифровой сегмент российской прессы. Методика оценки».

Читать дальше...

25.06.2018г. Сертификация тиража газеты «Слобода» подтверждена

АВС провел очередной тиражный аудит и подтвердил сертификацию тиража еженедельной региональной семейной газеты для г.Тулы и Тульской области «Слобода».

Читать дальше...

Наши партнёры